Виктор Васнецов и его биография

Виктор Васнецов среди выдающихся живописцев

Перебирая в памяти имена выдающихся русских живописцев 2-й половины XIX века, невольно, наряду с Ильей Репиным и Василием Суриковым, назовешь и имя Виктора Васнецова, такого же кряжистого и могучего выходца из провинциальной глуши, какими были и первые.

Биография Васнецова

Виктор Васнецов и его биография — Сайт Товары для домаБиография Васнецова не изобилует удачно сложившимися обстоятельствами, попутный ветер не надувал его парусов по пути к вершинам искусств, а к ним привели его только громадная воля, любовь к своему делу и яркая одаренность.
В 1848 году в маленьком селе в Вятской губернии родился в семье священника мальчик. Назвали его Витей. Отец хотел, чтобы сын пошёл по его стопам, и отдал его учиться в духовную семинарию в Вятке. Не закончив её, юноша едет в Петербург поступать в Академию художеств. Нелегко было по тем временам выбраться из уездной глуши на широкую столбовую дорогу, ведшую к признанию и популярности.

Начальные шаги на пути к мастерству

Не имея средств осуществить свое намерение получить высшее профильное образование, В. М. Васнецову пришлось прибегнуть к розыгрышу в лотерее «Жницы» и «Молочницы» — двух своих работ. Это были начальные шаги идущего на пути к мастерству известного живописца.
Переехав в 1867 г. в Петербург, на протяжении года он обучался под руководством Ивана Николаевича Крамского в «Обществе поощрения художеств». Занятый мелкой и случайной работой ради заработка, Виктор Михайлович много и упорно трудился, не отказываясь ни от какой работы. Иллюстрации, обложки, виньетки и т. п. давали если не выход творческим исканиям, то ежедневный скромный заработок.

Учеба в Академии

Учеба Васнецова в Академии художеств, куда он поступил в 1868 г., дала возможность сблизиться с И. Е. Репиным, М. М. Антокольским и несколько позднее с В. В. Стасовым. Знакомство и дружба с передовыми демократическими деятелями русской культуры помогли Виктору Михайловичу стать в первые ряды художников-реалистов.
В 1871 г. живописец вынужден уехать на родину, т. к. напряженная работа для заработка и одновременное обучение в Академии окончательно подорвали его здоровье. Вернувшись в 1872 году в Петербург, Виктор Михайлович продолжает работать как литограф-иллюстратор в картографическом заведении генерала Ильина. Настойчивый и честный труженик, он добивается некоторой популярности в среде мелких издателей.

Труд иллюстратора

Начинающему иллюстратору поручают делать рисунки к народным сказкам, которые выходят в изданиях Ильина, Смолянского, в журнале «Иллюстрация». Он иллюстрировал сказки «Жар-птица», «Приключения козла Мемеки и его друзей», «Конек-Горбунок», и ещё две азбуки — «Солдатская» и «Народная».
Этот замечательный труд иллюстратора заложил основание дальнейшему творчеству Васнецова. Но молодого живописца тянет к жанру. Не бросая занятий литографией, он создает ряд картинок карандашом, углем и акварелью. Вырабатывает он и своеобразную технику рисования пером.

Художник Васнецов и Передвижничество

Примкнув в 1876 году к организовавшейся тогда 5-ой Передвижной выставке, Васнецов выставляет там «Чаепитие» и «Книжную лавочку», написанную по вятским воспоминаниям. Радушно встреченный старшими передвижниками, скоро он становится полноправным членом «Товарищества». Эти небольшие жанровые картины, близкие по характеру решения к работам первоклассных жанристов, сразу обратили на себя всеобщее внимание.
Такими вещами, как «Книжная лавочка», «С квартиры на квартиру», «Военная телеграмма», «За преферансом», Васнецов быстро завоевал себе уважение в семье передвижников. Сойдясь со многими из них, в частности, с Крамским, Поленовым, Репиным и Кузнецовым, он уже увереннее стал относиться к своим силам, смелее к своим задачам.

Подлинный триумф

Когда же на проходившей в 1899 г. выставке в Академии художеств появились «Богатыри» — это был уже подлинный триумф Виктора Михайловича. Мало найдется работ, где с открытой ясностью и великой силой прозвучала бы высоко патриотическая идея, где национальный язык прозвенел бы наиболее страстно и убедительно. Полотно «Богатыри» явилось вершиной эпической живописи автора. Оно стало в один ряд с картинами известных художников России

Виктор Васнецов и роспись соборов

Виктор Васнецов и роспись соборов — это неотделимые два понятия, характеризующие истинно русского художника. Искусство и архитектуру древней Руси изучал живописец ещё в молодости. Своим зорким глазом он одним из первых увидел в них, так же как в русской былине, сказке и песне, произведения народного творчества.

Роспись киевского Владимирского собора

Приступая в 1885 г. к крупнейшей по затраченному труду и времени своей работе — росписи киевского Владимирского собора, Васнецов не пошел по традиционной дорожке перепева итальянских религиозных мотивов. В этой работе он искал своё собственное решение и посвятил этому более десяти лет. Смело ввел Виктор Михайлович в иконописную живопись русские народные типы, благодаря чему образа Владимирского собора приобрели несвойственную канонической иконописи живость и выразительность.

Орнаменты Васнецова

Особенно хороши орнаменты Васнецова — самобытные, идущие от истоков народного творчества. В них снова с большой силой сказалось богатство и разнообразие творческой фантазии мастера. В целом всем этим работам присущ оттенок стилизации и модернизма. С интересом их можно рассматривать только частями.

Архитектурные и музыкальные проекты

В стиле новгородско-псковской архитектуры художник задумал постройку церкви в усадьбе «Абрамцево». По его рисунку там же была выстроена «Избушка на курьих ножках» в духе сказочной архитектуры. Также по эскизам автора украшен фасад Государственной Третьяковской галереи. Все архитектурные проекты выполнены в духе русских национальных мотивов.
Свойственная Васнецову черта глубокого лиризма и ритмичной напевности помогла ему глубоко проникнуть в музыкальные проекты Римского-Корсакова. Созданные живописцем декорации и костюмы к опере «Снегурочка» полны той же прелестью, что и самые звуки. Его «Снегурочка», «Берендей», «Мизгирь» — образы глубоко национальные, трогательные, близкие.

Заключение к биографии Васнецова

В длинной до колен синей холщёвой блузе, выпачканной красками, подпоясанный широким кожаным ремнем, спокойно и просто стоит художник Васнецов на отличном портрете Н. Д. Кузнецова. Опущена рука с широкою кистью, взор его внимательно устремлен на зрителя.
Все особенности характера уловил здесь портретист. Несколько суровый, он похож на этом портрете на тех живописцев прошлого, которые украшали стены Новгородских или Владимирских соборов, благоговейно и преданно отдавая недюжинные силы свои великому делу искусства.
Как у многих неординарных личностей, был сложным путь в творчестве живописца. После Великой Октябрьской социалистической революции, находясь в преклонном возрасте, Васнецов пытался возвратиться к теме былин и сказок. Однако в последний период своей биографии выдающегося произведения ему создать больше не удалось.

Автор В.Н. Яковлев (Адаптация статьи «Яковлев В. О великих русских художниках. Виктор Михайлович Васнецов. М.: Издательство Академии художеств СССР, 1952. с. 89-100»)

предыдущая статья О творчестве Василия Поленова
следующая статья Картины Виктора Васнецова

Text.ru - 100.00%
ответственность за воровство контента

Мы будем рады и вашему мнению

Оставить отзыв