Творческие поиски Василия Поленова
Творческие поиски Василия Поленова имели место в его жизни, как и у большинства выдающихся личностей. Всем известно, что Поленов — один из самых величайших художников России, в числе которых Исаак Левитан, Алексей Саврасов, Валентин Серов, Константин Коровин и другие.
Мало кто знает о Василии Дмитриевиче, как о хорошем педагоге, успешном театрале, общественном деятеле в области изобразительного искусства. Не являются секретом его демократические взгляды при том, что в юности он очень увлекался религией. А в живописи художник постоянно находился в творческом поиске, о чём могут свидетельствовать его многочисленные картины, выполненные на различные темы и в разных жанрах.
Дань моде — увлечение религией
Как многие живописцы того времени, Поленов увлекался религией, точнее писал картины на религиозную тему. В начале всем его поклонникам было известно библейское творчество Поленова. Так писал художественный критик В.Н. Яковлев об этом периоде жизни художника: «Сам он мог считать главным в своей художественной деятельности иллюстрации жизни Христа. Отдал дань этой теме Крамской и Перов, в какой-то мере и Репин, написавший «Отойди от меня Сатана” и ряд других мастеров той эпохи.
И всё это было лишь отголоском традиционной тематики старой академической школы, результатом непреодолимой инерции. Художники, увлечение которых религией было более поверхностным, теряли только время. Их религиозные полотна, хотя они и считали их основным подвигом своей жизни, не были лучшими. А что создавалось как бы попутно, приобретало впоследствии гораздо большее значение и смысл. Именно в этих второстепенных на взгляд самих художников работах сказывалась основная сила их дарования, проявлялись лучшие стороны их таланта».
Неудачный опыт в творчестве Василия Поленова
«Знаменательна картина Поленова «Грешница». Всю энергию, все лучшие средства мастерства и таланта художник отдал антуражу. Пейзаж смотрится хорошо. Красиво написаны освещенные солнцем кипарисы. Прозрачно золотится южное небо. Мастерски написаны камни. Тонет в горячей, прозрачной дымке дальний план. Есть хорошие куски живописи и в возбужденной толпе, и в восточных костюмах. Но ведь не ради же этого трудился над своей темой художник! Картина не захватывает ни своей темой, ни мастерством исполнения отдельных живописных кусков, ибо не озарена она в целом силой подлинно глубоких переживаний».
Педагогическая деятельность Василия Поленова
«Исключительно серьезно относился Василий Поленов к своей педагогической деятельности. Много хорошего о нём можно было услышать от его учеников. В их памяти ярко и живо запечатлелся образ Поленова, как замечательного человека и мудрого педагога, много сил и любви отдавшего воспитанию молодых живописцев. Он не только учил их, но по собственному признанию — учился и сам у них. Он постоянно радуется успехам своих даровитых учеников, сетует на неудачи, в его письмах чувствуется отеческое участие к их судьбе.
И ученики платили ему восторженной и преданной любовью. «Дорогой учитель, я обязан Вам не только наставлениями Вашими по художеству, еще более того я обязан Вам нравственному воспитанию Вашим личным примером… Целую Вашу правую руку, которая создала столько прекрасного…» Так восторженно пишет ему из Тифлиса живописец Е. Татевосянц. Да стоит лишь просмотреть письма к нему и других его учеников, чтобы увидеть, какой любовью и авторитетом он пользовался».
Поленов и Товарищество передвижных выставок
Поленов и товарищество — это два взаимосвязанных понятия, если оценивать Василия Дмитриевича как гражданина. В.Н. Яковлев так писал о нём: «Таков уж был этот мужественный гражданин и художник, принципиальный и последовательный в своих поступках. За эти качества его любили и уважали в кругу передовых живописцев. Поэтому трудно было бы представить отсутствие участия Поленова в Товариществе передвижных выставок. К нему он примкнул в 1879 году и его авторитет среди членов рос непрерывно.
Правда, были у него осложнения с Товариществом, однако никакие столкновения не мешали ему понимать исторически-прогрессивную роль передвижничества. Ни случайные ссоры с Репиным, ни расхождение во взглядах с некоторыми другими художниками-передвижниками не могли повлиять на него в сторону разрыва с Товариществом.
Принадлежа к поколению шестидесятников, он глубоко был проникнут передовыми идеями революционных демократов, и эта черта сохранилась в нем до конца. Подлинный демократ, Поленов и на искусство смотрел, как на мощный рычаг, призванный поднимать народное самосознание, воспитывать эстетические вкусы и всячески содействовать народному просвещению. Верный этим своим взглядам, Поленов последние свои силы отдает организации народного театра (1910—1918 гг.)».
Василий Поленов и театр
Путь Поленова к театру
«Любовь к театральному искусству была ему свойственна с давних пор. Еще в 1876 году, в бытность художника в Париже, увлекается он театральными постановками. «Моя мастерская из живописной превратилась в декорационную…» — пишет он сестре. Молодой художник с увлечением принимает участие в постановке живых картин, являясь зачастую и режиссером, и декоратором, и актером».
Дружба с Саввой Мамонтовым
«В Москве Василий Дмитриевич близко сходится с кружком Саввы Мамонтова. И вновь возникает в нем страсть к театральному делу. Богато и разнообразно одаренный, он не ограничивает сферу своей деятельности только специальностью живописца. Увлекаясь музыкой, он выступает и как композитор. Так совместно с Саввой Мамонтовым написана им опера «Призраки Эллады». По восторженным отзывам Константина Алексеевича Коровина надо полагать, что и в этой области Поленов достиг большого мастерства. В особенности восхищался Коровин эскизами Поленова к «Алой Розе», которая шла в 1883 году на домашней сцене Мамонтовых».
Мечты Поленова о создании собственного театра
«Мечты Поленова о создании собственного театра зародились давно. Но лишь в 1910 году он приступает к осуществлению своего заветного замысла. Ещё до Великой Октябрьской социалистической революции передовая часть русской интеллигенции создала так называемую «Секцию содействия фабричным и деревенским театрам при Обществе народных университетов». Примкнув к этой секции, Поленов энергично принимается за организацию театра.
В 1915 г. он приобретает на свои средства небольшой дом по соседству с Зоологическим садом, где сосредоточилась вся деятельность «Секции содействия Народному театру». Как весело там шла работа: писались декорации, шились костюмы, и в центре этой кипучей работы, организуя и направляя ее, высилась прямая фигура могучего, седоусого старца. И тогда ясно понимаем, что Василий Поленов и театр — две неотделимые вещи».
Заключение о творчестве Василия Поленова
Вся жизнь Василия Дмитриевича прошла в мечтах и вере живописца в светлое будущее той страны, которую он так любил. И своим трудом этот большой художник и светлый человек стремился показать красоту России. Наиболее прекрасны в творчестве Василия Поленова его пейзажи, посвящённые природе русской.
Автор В.Н. Яковлев (Адаптация статьи «Яковлев В. О великих русских художниках. Василий Дмитриевич Поленов. М.: Издательство Академии художеств СССР, 1952. с. 111-114»)
предыдущая статья Картины художника Поленова
следующая статья Виктор Васнецов и его биография