Художник Клод Моне и сирень
Две сирени художника
Художник Клод Моне и сирень — известны знатокам мировой живописи по его нескольким написанным маслом на холсте картинам. «Весной 1872 года Моне написал две работы, изображающие сирень в его саду в Аржантёйе. На одной сиреневый куст написан в пасмурный день, а на другой — в солнечный. На лужайке под сиренью на обоих полотнах расположились три с трудом различимые фигуры. Полагают, что это Камилла, первая жена Моне, и Сислей с женой.
На «пасмурной» картине фигуры напоминают мотыльков в тени сирени, а на второй, залитой солнечным светом, они мимикрируют, как ящерицы. Распознать их присутствие зрителю помогает опыт созерцания первой: благодаря этому удается заметить профиль с маленьким ухом и каким-то образом отличить его от почти идентичных пятен-листьев.
На «пасмурной» цветущая сирень мерцает, как розовато-лиловая медь; на «солнечной» всё пылает, как только что зажженный камин. Полотна оживляются разными видами световой энергии, здесь нет и следа обветшалости — всё сияет. Чисто оптический эффект, скажите вы? Известный художник Клод Моне кивнул бы в ответ. Он был немногословен. Однако тут всё не так просто.
Ощущения от созерцания сирени Клода Моне
Глядя на куст сирени, вы ощущаете совсем не то что чувствуете, стоя перед любой из более ранних его работ. Разница не в новых оптических элементах, а в новом отношении между тем, что вы видите сейчас, и тем, что видели раньше. Каждый зритель поймет это после небольшого размышления. Остальное зависит от личного выбора: каждый волен назвать картины, в которых это новое отношение открывается наиболее явно. К вашим услугам сотни импрессионистских полотен, написанных в 1870-е годы, — выбирайте любое.
Куст сирени на картине художника Клода Моне одновременно и более четок, и более размыт, чем любое изображение, какое Вам довелось видеть прежде. Всё так или иначе принесено в жертву оптической точности цвета и тона. Пространство, размеры, действия (история), идентичность – всё подчинено игре света.
Тут можно вспомнить, что написанный свет, в отличие от реального, не прозрачен. Написанный свет, скрывающий, хоронящий написанные предметы, немного напоминает снежный покров на пейзаже. И не потому ли Моне привлекал снег, под которым вещи исчезают, не теряя при этом своей первичной реальности, – не отвечало ли это некой глубиной психологической потребности?
Точность и размытость сирени
Так, значит, новая энергия всё-таки оптическая? Художник Клод Моне был прав, когда кивал в ответ? Нет — потому что такой подход игнорирует подлинное воздействие образа на зрителя. Сочетание точности и размытости изображения заставляет вас по-новому увидеть сирень, которую вы иногда видели. Точность стимулирует вашу визуальную память, а размытость приветствует и вбирает в себя ваши воспоминания, как только они у вас возникли.
Более того, обращение к зрительной памяти воскрешает хранящийся там образ настолько ярко, что из прошлого всплывают воспоминания, связанные и с другими органами чувств: память о запахе, тепле, влажности, ткани платья, продолжительности второй половины дня. Тут нельзя не вспомнить сонет Бодлера «Соответствия». Вас захватывает нечто вроде водоворота чувственных воспоминаний и несёт к вечно удаляющемуся моменту удовольствия, который есть и момент полного вновь-понимания.
Значение мотива в сирени Моне
Интенсивность этого опыта может быть галлюцинаторной. Падение в прошлое, навстречу прошлому, с его нарастающим возбуждением, которое в то же время зеркально противоположно ожидаемому, поскольку это возвращение, уход в себя, в чём-то сравним с оргазмом. В конце концов всё происходит одномоментно и неотделимо от лилово-розового огня сирени.
И всё это следует, как ни удивительно, из слов самого известного художника Моне, который не раз, немного варьируя, высказывал ту же мысль: «Мотив для меня всегда вторичен; не важно показать, что происходит между мной и мотивом» (1895). Он, конечно, имел в виду цвета, но зрителю придут на ум воспоминания. Обобщая, можно сказать: если импрессионизм вызывает у вас ностальгию, то происходит это не потому, что мы живём на век позже, а просто потому, что именно так и следует считать полотна импрессионистов».
Картина Клода Моне — Впечатление.Восходящее солнце
История написания картины
Картина Клода Моне — «Впечатление.Восходящее солнце» написана, когда художнику было 32 года. От её названия критик Кастаньяри и произвел словечко «импрессионист». На ней был изображен вид на порт Гавра, города детства художника Клода Моне.
На переднем плане — крошечный силуэт человека, который стоя гребёт в шлюпке, рядом с ним еще одна, сидящая фигура. В утренней дымке проступают мачты и подъемные краны. На небе, но пока ещё невысоко, — маленькое оранжевое солнце, а внизу — его воспаленное отражение в воде.
Это образ не рассвета (утренней зари), а всего сегодняшнего дня, который появляется украдкой, также, как и украдкой ушёл день вчерашний. Настроение напоминает стихотворение Бодлера «Сумерки утра», где наступающий день сравнивается с всхлипыванием только что проснувшегося человека.
Меланхолия картины Клода Моне
Ну почему от этой работы Клода Моне веет меланхолией? Ответ в самом живописном методе, в той самой практике, которая получила название «импрессионизм». Прозрачность тонкого пигмента, представляющего воду (сквозь красочный слой проступает фактура холста); быстрые, похожие на обломки соломинок мазки, передающие рябь на воде; грязноватые тени; дополнительно окрашивающие воду отражения; оптическая достоверность и объективная неопределенность — всё это делает сцену какой-то непрочной, ненадежной, словно сшитой из ветхой материи.
Этот образ бездомности. Сама её зыбкая нематериальность говорит о том, что в ней не найти убежища. На ум приходит образ человека, пытающегося отыскать дорогу домой среди театральных декораций. Строчки Бодлера из «Лебедя», опубликованные в 1860 году, хорошо передают печальный глубокий вздох — так точна эта сцена, которую сердце не хочет принять!
Если «импрессионизм» передавал «впечатления», то какую-то перемену в отношениях между наблюдаемым и наблюдателем это подразумевает? (Наблюдатель в данном случае — и художник, и зритель). На вас не приведёт впечатления сцена, которая кажется знакомой вдоль и поперек. Впечатление всегда более или менее мимолетно. Это то, что остаётся, потому что сама сцена уже исчезла или изменилась.
Роль объекта в картине Моне
Знание может сосуществовать с уже известным; впечатление, напротив, выживает в одиночку. Как бы напряженно и эмпирично ни наблюдалось нечто в данный момент, впечатление, как и воспоминание, впоследствии невозможно верифицировать.
Всю свою жизнь, чуть ли не в каждом письме, художник Клод Моне сетовал, что не может завершить начатую картину, поскольку погода и, следовательно, объект изображения, или мотив, безвозвратно изменился. Новые отношения между сценой и наблюдателем оказались таковы, что сцена сделалась более эфемерной, более химерической, чем наблюдатель. И мы поневоле возвращаемся к тем же строчкам Бодлера: «Где ты старый Париж? Как всё чуждо и ново! Изменяется город быстрей, чем сердца».
Картина художника Клода Моне — Обрыв в Пти-Альи Варанжевилль
История и цель написания картины
Картина художника Клода Моне — Обрыв в Пти-Альи Варанжевилль написана в 1896 году в окрестности Дьепа. «Моне вернулся туда, чтобы снова написать утес, который уже не раз изображал за четырнадцать лет до этого. Эта художника Клода Моне, как и многие его произведения того периода, написана густыми, пастозными мазками (краска на холсте — словно корка) и содержит минимум тональных контрастов.
Она напоминает засахаренный мёд. Задача этой работы уже не в том, чтобы запечатлеть здесь и сейчас определенную сцену при определенном освещении, но в том, чтобы показать медленное растворение этой сцены в свете, — шаг в сторону декоративного искусства. По крайней мере, таково обычное объяснение, которое основывается на исходных постулатах самого художника Клода Моне.
Интерпретация эффекта солнечного света
Однако представляется, что смысл картины художника Клода Моне совсем не в этом. Художник работал над ней день за днём, полагая, что занят интерпретацией эффекта солнечного света, растворяющего траву и кустарник, превращающего их в ткань медового цвета, подвешенную над морем. Но получалось у него иное.
На самом деле полотно художника Клода Моне имеет очень мало отношения к солнечному свету. Моне растворял, обращая в ткань медового цвета, собственные воспоминания об этом утёсе, с тем чтобы ткань впитала и сохранила их все. Именно это почти отчаянное желание сохранить всё делает изображение столь аморфным, плоским (и в то же время, если понимать, в чём тут дело, — трогательным)».
Настоящие картины маслом предлагаются на сайте товаров для декора дома. Здесь Вы найдёте как пейзажи, так и прекрасные натюрморты, выполненные мастерами своего дела. Картинами великолепно можно украсить интерьер любой комнаты, о чём подробно рассказано и показано на видео на этом сайте. Здесь Вы найдёте превосходные украшения для своего интерьера.
Автор Джон Бёрджер (адаптация статьи «Бёрджер Д. Портреты. Клод Моне. СПб.: Издательство Азбука, 2017. с. 257-269»)
предыдущая статья Заказать портрет для интерьера
следующая статья Художник Василий Поленов