Художник Александр Афанасьевич Колотилов и его Северные пейзажи
Художник Александр Афанасьевич Колотилов и его Северные пейзажи — это родственные понятия для тех, кто знаком с творчеством этого выдающегося живописца. Своими корнями его живопись связана с большими пластами русской национальной культуры, с традициями известных отечественных пейзажистов.
Для искусного мастера Север содержит множество привлекательных особенностей. Работы русского художника Александра Афанасьевича Колотилова помогают пропитаться могучей силой и святой благодатью православного северного края России!
Александр Афанасьевич Колотилов приемник традиций
Александр Афанасьевич Колотилов не один изображал на своих полотнах неброские северные сюжеты. Так, например, известный русский живописец Исаак Левитан в своих пейзажах раскрывал красоту и благородство русского Севера. Только здесь можно увидеть впечатляющую синеву далей, хрустальное серебро холодных вод, светящие золотые полуночные восходы и чудесное северное сияние.
И вместе с тем, в северных пейзажах Александра Колотилова с новой интонацией зазвучала некая исповедальность, просветленность душевного состояния автора, доверие к миру. Эти черты, как и у Левитана исподволь вызывавшие любовь к русскому быту, ярко прослеживаются во всех его произведениях о деревенской жизни. Не отступив при этом от лучших традиций русской живописи, Александр Афанасьевич стремился передать восторг, любовь, трепетность от созерцания русской природы.
Художник Александр Афанасьевич Колотилов и картины о Севере
Вот только некоторые из его побывавших на многих выставках и поэтому наиболее известных работ о Севере:
- Посёлок
- Верфь Соловки
- Кемь. Заброшенная бухта
- Кемь. Остров
- Камни
- Облака
- Остров
- Посёлок на Белом море
- Причал Соловки
- Соловки Бухта
Все указанные полотна представлены в следующем видео:
Рассмотрим некоторые из них.
Художник Александр Афанасьевич Колотилов и картина Посёлок
Художник Александр Афанасьевич Колотилов написал одну из первых своих работ на эту тему — Посёлок, когда бывал в этом крае в 2012 году. Впечатление от поездки были столь сильными, что в течение нескольких лет мастер живописи находился под их влиянием и создал ещё несколько крупных произведений. Пережитые во время путешествия ощущения привнесли в полотна особую искренность и чистоту чувства, способствовали обретению нового опыта.
Деревенская глушь, неприметные стоящие хаты, размытая водой главная улица — всё диктовал логически ясный, скупой и строгий изобразительный язык. Именно так и была решена композиция, конкретность которой усиливало впечатление о напряженной деревенской жизни. Автор стремился максимально сконцентрировать свои впечатления и через жанровое наблюдение передать атмосферу жизни деревенских жителей. Это желание объединить в композиции характерность образов и их общий жизненный уклад свойственно всему искусству живописца.
Северные пейзажи в картине Колотилова Верфь Соловки
В картинах русского художника Александра Колотилова о Севере много полотен, отображающих, казалось бы, неприметные «соловецкие» северные пейзажи. К моменту написания очередного полотна в 2016 году автором накоплен немалый профессиональный опыт, пришло определенное знание жизни и умение видеть в произведении главные мотивы.
Колотилова поразили не только красота и величие старинных архитектурных ансамблей, но и живописный ландшафт, столь отличный от европейского. Всё было непривычно и впечатляло сказочным великолепием: от стен древнего монастыря и до возвышающихся куполов церквей. Результатом стал один из наиболее крупных северных пейзажей позднего периода творчества мастера — «Верфь Соловки».
Художник Александр Афанасьевич Колотилов и северный пейзаж Остров
Продолжая романтическую линию в своём творчестве, художник Александр Афанасьевич Колотилов написал северный пейзаж «Остров». В ней, как и в других своих работах, он избегает литературное описание и модулирует особый, несколько отчужденный и загадочный образ. По-прежнему большую роль в образном решении полотна играют светотеневые контрасты. Общее впечатление от его созерцания — верхняя треть выполнена в светлых тонах, нижняя в тёмных.
Такие контрасты рассматриваются автором не только в качестве увлекательной профессиональной задачи, но и как некая философия природы, жизни. Созданная в произведении атмосфера дает почувствовать зрителю остроту тех или иных проблем, которые тревожат автора. Эти авторские переживания, беспокойство, своеобразные размышления, по сути, выражают жизненную позицию автора.
Художник Александр Колотилов и северный пейзаж Облака
На фоне величественного древнерусского ансамбля, на фоне набережной Белого моря перед глазами открылась неописуемая красота. Мастеру этот вид показался очень интересным с изобразительной точки зрения. Так появился северный пейзаж «Облака». Плывущие по небу облака передают ощущение вечности. Благодаря им живописцу удалось создать в картине некую гармонию, передать торжественность происходящего.
Для автора профессиональный смысл этой композиции заключается в создании некоего романтического действия, имеющего свой философский подтекст. В этом произведении художник Александр Колотилов еще раз продемонстрировал свой потенциал, накопленное мастерство и последовательное развитие индивидуального живописного почерка.
Кемь Заброшенная бухта кисти художника Колотилова
На определённом этапе творчества пейзажисту Колотилову захотелось создать нечто особенное. Уже в 2018 году начались поиски выразительной композиции, прорисовка образной структуры будущего полотна. В работе использовались многочисленные этюды и зарисовки. Хотелось, не изменяя методу старых мастеров, создать современный холст. Нужно было тщательно проработать все детали композиции, внимательно изучить материал, собрать множество этюдов и рисунков. Затем, проанализировав накопленный материал, выделить наиболее острые и характерные моменты.
Из нехитрого сюжета выстроилась большая актуальная тема. Всё объединилось в правдивый ясный художественный образ нравственной чистоты. В нём пейзажистом мастерски реализованы и взаимодействие планов картины, и контрасты тёплого и холодного света, и продуман колорит. Уверенным движением кисти художника Колотилова, точно взятым общим живописным тоном, подчёркнуто очарование происходящего события. В этом полотне «Кемь Заброшенная бухта» автору удалось достичь многого из задуманного.
Что заложено в северных пейзажах Александра Колотилова
Художник Александр Афанасьевич Колотилов верил в эмоционально-эстетическую силу, заложенную в северных пейзажах. Он выразительно передал средствами живописи все красоты природы русского Севера. Кроме того, живописец умело подошёл к вечной теме нравственных и духовных ценностей, сделал принципиальный шаг к возрождению русской деревни, прославлению христианской веры. Деятельность над этой темой сильно захватила выдающегося мастера живописи.
При этом уважение к традициям русского искусства свойственно стилю живописца. Он добивался, чтобы в его произведениях чувствовалось то волнение, которое охватило его самого в момент посещения древних святынь. Северные пейзажи художника Александра Колотилова получились очень одухотворёнными. Все они были представлены автором на крупных выставках и некоторые приобретены в коллекции художественных музеев.
предыдущая статья Творчество художника Васнецова
следующая статья